Мария Монтессори (1870-1952) – автор одной из самых известных в мире педагогических систем.
Она была первой итальянской женщиной, получившей диплом врача, работала ассистентом в психиатрической клинике, преподавала в Римском университете, получила степень доктора философии.
Внимание успешного, состоявшегося ученого привлекло положение детей из беднейших рабочих кварталов промышленной Северной Италии. Эти дети, помимо ужасающей педагогической запущенности (до воспитания ли было их тяжело работающим матерям), страдали также от задержки физического и психического развития, вызванной постоянным недоеданием.
Они стали первыми участниками ее педагогического и социального эксперимента.
В бедных районах Рима при казенном общежитии для рабочих Мария Монтессори открыла «Дом ребенка». Малышам, матери которых уходили на работу, там обеспечивался хороший уход, питание, медицинское обслуживание. Там же с детьми, явно отстававшими в своем психическом, физическом и умственном развитии, стали проводить развивающие занятия по пособиям, которые изобретала и заказывала на свои деньги Монтессори.
В очень короткие сроки ее питомцы стали демонстрировать успехи, обгоняя в развитии своих благополучных сверстников.
Так появилась самая ранняя из хорошо проработанных дидактических систем. И повод задуматься – а правильно ли воспитываются и обучаются «обычные» дети?
Сегодня Монтессори-педагогика привлекает специалистов и родителей трезвым естественнонаучным, гуманистическим подходом. Многочисленные изобретения и педагогические выводы Марии Монтессори исходят из опыта, а не только из теоретических построений. Возможно, поэтому ее методы и открытия успешно приживаются в различных более поздних системах педагогики раннего возраста.
Сама Монтессори-педагогика – это тоже именно система, а не простой набор пособий. Принципы в ней гораздо важнее деревяшек и бусинок. Мария Монтессори ставила цель не просто научить детей читать и считать. Она хотела воспитать любознательных, самостоятельных, активных и добрых людей, которые, как она верила, сделают мир лучше.
Один из главных принципов Монтессори-педагогики звучит так: «Помоги мне сделать это самому».
Научные наблюдения позволили Монтессори сформулировать обоснованные выводы о способности ребенка к свободному саморазвитию в специально обустроенной обстановке. Поэтому все пособия организованы таким образом, чтобы ребенку как можно меньше надо было зависеть от помощи взрослого и в процессе выполнения заданий, и в оценке результатов.
В дидактически подготовленной среде ребенка окружают десятки пособий, которые периодически обновляются и из которых он может сам выбирать. Это дает каждому ребенку возможность развиваться по индивидуальной программе. А педагогу – не давить и не подгонять, но помогать его естественному развитию.
Очень большое значение Мария Монтессори придавала сенсорному развитию, считая его базой для становления интеллекта. Поэтому в ее системе так много пособий, направленных на стимуляцию зрительного, слухового, тактильного восприятия, а также пособий, в которых реализован принцип передачи информации по нескольким каналам сразу.
Например, буквы и числа здесь можно взять в руки, ощупывать, оперировать ими, выкладывая слова и примеры. Таким образом, абстрактный материал приближается к наглядно-действенному мышлению ребенка раннего возраста. Это делает усвоение гораздо более успешным. (Тот же принцип применил в своих пособиях и российский педагог-новатор Н. А. Зайцев – его кубики со складами так же различаются по звуку, весу, размеру, цвету.) И ребенку, и взрослому непросто объяснять что-то на словах. А вот если есть возможность это показать, дать пощупать, позволить взаимодействовать, все становится гораздо нагляднее и проще.
Большое внимание Монтессори-педагогика уделяет успешному включению ребенка в социальную среду, воспитанию в нем самоуважения. Очень показателен способ, которым Монтессори-педагоги рекомендуют реагировать на ошибки и непонимание учеников. Если после объяснения ученик выполняет задание неправильно, работу с данным материалом в этот день следует прекратить, а в следующий раз объяснить все заново. Ребенок не должен запомнить неудачу, ее надо проигнорировать.
В Монтессори-среде даже двухлетние крошки очень быстро усваивают, что у них есть право самим выбрать пособие, самим с ним играть (не нарушая определенных правил) и обязанность самим убрать все на место.
Что дает детям такая самостоятельность? Ощущение свободы и достоинства.
Ведь какое может быть достоинство у существа, которое само ни свет себе включить не может, ни воды налить? А в Монтессори-среде и выключатели, и краны находятся на высоте, доступной ребенку. Имеется и «зона самообслуживания», где дети могут тренироваться с настоящей хозяйственной утварью.
Наилучшим образом такая среда обустраивается и работает в режиме детского садика, куда детей начинают приводить примерно с полутора лет и где они проводят значительную часть дня, занимаясь, играя и отдыхая в общей разновозрастной группе. Популярные сейчас Монтессори-группы, где проводятся занятия два-три раза в неделю в течение одного-двух часов, вряд ли могут оказывать системное воспитательно-обучающее воздействие, скорее – ознакомительное.
Возможно, кому-то покажется, что Монтессори переоценивала роль восприятия и интеллекта в развитии маленьких детей и недооценивала роль эмоций и общения. Представьте себе множество детей, каждый из которых тихонько (чтобы не мешать другим!) на отдельном коврике или столике сосредоточенно перекладывает детальки, стараясь выполнить задание. Немногословные наставницы подходят ненадолго: индивидуальный урок в Монтессори-педагогике длится 3-5 минут. Сразу вспоминается Кай, который выкладывает из кусочков льда слово «вечность» и для которого другие люди – просто помеха… Но это не совсем так. В системе Монтессори принята и работа в небольших группах по 2-4 человека, которая дает детям бесценный опыт сотрудничества, и обсуждение познавательных и воспитательных вопросов в «большом кругу», всей группой.
Очень полезно для детей находиться в разновозрастной группе, где можно учиться у старших и заботиться о младших. По моим наблюдениям, Монтессори-педагогика позволяет робким, тревожным, малообщительным, не уверенным в себе детям расправить крылья, почувствовать себя увереннее. Кстати, в Монтессори-среде намеренно предусмотрено только по одному экземпляру каждого вида пособия. Это делается для того, чтобы дети учились договариваться между собой, соблюдать очередность и признавать интересы других.
Несмотря на обилие великолепных пособий с четкими, подробными методическими рекомендациями необходимы творческие и любящие детей педагоги. От них во многом зависит, станет ли развиваться ребенок, помещенный в «развивающую среду».
Оборудовать полноценную Монтессори-среду достаточно сложно и дорого (необходимы несколько сотен пособий, изготовленных по строгим требованиям), но принципы Монтессори-педагогики можно использовать и дома, воспитывая своего ребенка. Некоторые игры достаточно легко адаптируются к домашним условиям и помогут ребенку развивать тонкость восприятия, координацию движений, навыки самообслуживания.
Источник: