«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Он был рожден, чтобы быль сделать сказкой. Чтобы даже если детство уходило, то не навсегда. Чтобы в него можно было время от времени возвращаться… В этом году справляют юбилеи сразу два советских фильма по сказкам Ганса Христиана Андерсена. Чем не повод вернуться в детство золотое? А для полноты картины не вспомнить и третий!
ПОСЛУШНАЯ ПРОКЛОВА
Для 12-летней Лены Прокловой фильм-сказка «Снежная королева» отнюдь не стал кинодебютом. Годом раньше девочка отметилась главной ролью в картине «Звонят, откройте дверь». Однако, как вспоминала Вера Титова, сыгравшая в фильме небольшую, но очень симпатичную роль Чернильницы, звездной болезни у Лены не было и в помине. Скорее даже наоборот.
«Она была удивительно послушная, — рассказывала актриса. — Вот это меня всегда поражало. Режиссер ей что-то скажет — Лена только ресничками хлопает. «Понимаешь, — говорил он ей, — ты же главная. Ты — героиня, Герда. Значит должна обязательно хорошо сыграть». А та глазенки свои огромные раскроет, и как будто отвечает: да, я поняла. Очень трогательная девочка — просто очаровашка. Немножко, правда, замкнутая была. Другие дети на съемочной площадке бегают, прыгают, резвятся. Эта — в перерывах между съемками сядет где-нибудь в уголке, и сидит молчком. Мы все смеялись, проходим, бывало: «О, работает над ролью!»
КАЙ ПОШЕЛ ДРУГИМ ПУТЕМ
И о своей роли Вера Алексеевна без смеха вспоминать не могла. Ну очень, говорила она, забавная получилась: чернильница разговаривает, чернильница танцует…
«Но радости без горести не бывает, — смеясь, вспоминала Титова. — Вызывают меня на студию, говорят: «Нам нужно снять слепок». «С кого?» — спрашиваю. «С вас». Ну, думаю, грим: тончик положат, сфотографируют. Короче говоря, пришла, посадили меня в кресло. Подходит человек с огромной кастрюлей, в которой бултыхается какая-то жижа. «Закройте, — говорит, — глаза», — и засовывает мне в нос две соломинки. Ну все, испугалась я, сейчас зацементируют. И точно — два с половиной часа сохла. Это еще что — потом на меня деревянный футляр напялили с прозрачной емкостью, в которую наливали подкрашенную воду. Вроде как чернила. Когда после смены домой пришла, разделась, накинула на себя ночную рубашечку, мой милый супруг вдруг как бы невзначай спросил: «Верочка, а что это у тебя синяки на плечах?» Вот так — настрадалась, вы себе не представляете. Сидела все, думала: Господи, неужели не могла выбрать другую профессию, за что же наказание такое».
Если Вера Титова пронесла свой «крест» до конца — последний фильм с ее участием датируется 1990 годом, то Елена Проклова, став настоящей звездой советского кино, несколько раз порывалась бросить актерское ремесло. Наталья Климова — популярная в 1960-е годы красавица-актриса, сыгравшая Снежную Королеву, — в 1970-е уже никак не отметилась. А Вячеслав Цюпа (исполнитель роли Кая) и вовсе пошел другим путем. Сейчас он — художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета!
Именно Андерсен, а точнее — его кинопеределка «Старая, старая сказка», — открыл нам и другую актерскую величину — в роли заколдованной принцессы дебютировала нынешняя королева театра и кино Марина Неелова.
РАЗБИТНАЯ НЕЕЛОВА
— Марина тогда была еще студенткой, училась на последнем курсе, — вспоминает Владимир Этуш, сыгравший в сказке короля-трактирщика. — Но, надо сказать, уже была такая, достаточно разбитная девочка. Цену себе знала. Как-то сказала даже: «Вот, у меня тоже главная роль». Чтобы, дескать, я не задавался. Может, напугал чем — все-таки король у меня злой. Хотя я считаю, что в детских сказках злых персонажей, которые могут воткнуть тебе нож в спину, просто быть не должно — только обаятельные. Когда сыграл Карабаса-Барабаса, некоторые даже говорили: «Какой-то добрый у тебя Карабас». А я сознательно смягчал его: не говорил: «Щас как дам тебе», — а: «Щас как дам, больно». Это должно было примирить ребенка с тем, что ему дадут плеткой. И тот король-трактирщик из «Старой, старой сказки», по-моему, получился очень даже милым.
Если Этуш чем-то напугал партнершу Неелову, то Вера Титова, также одна из героинь этого фильма, невольно посеяла страх в душе абсолютно «невинного» человека.
«На роль ведьмы, заколдовавшей принцессу, Надежда Николаевна Кошеверова (режиссер картины. — Ред.) меня даже не рассматривала, думала: либо Пельтцер сыграет, либо Миронова, — вспоминала Вера Алексеевна. — Но звонит как-то, говорит: «Верочка, приходи на студию». «Зачем?» — спрашиваю. «Подыграть нужно, актер приехал пробоваться на роль солдатика — Саша Збруев». Ну, думаю, хорошо. Закончили съемку: «спасибо-спасибо» — разошлись. Я уезжаю сниматься в Ригу, живу там в престижной гостинице, и вот представьте себе: как-то входит ко мне горничная — лицо насмерть перепуганное. «Что случилось?» — интересуюсь. Протягивает мне телеграмму, читаю: «Поздравляю, ты — ведьма. Кошеверова». Так эта горничная ушла и больше ко мне не приходила. Представляете?»
«ДАЛЬ БЫЛ В ЗАШИВКЕ»
Как вспоминают актеры, труднее всего роль в картине далась Олегу Далю, сыгравшему в итоге главную роль неунывающего солдата — возлюбленного принцессы.
— Уже тогда Олег был человеком не очень-то здоровым, — вздыхает Этуш. — Но что об этом говорить — известно было, что он подвержен этому делу.
«Олег был очень нервным, — подтверждала и Титова. — Во-первых, как мне кажется, к тому времени он созрел уже для режиссерской работы. Как-то даже не выдержал, крикнул в сердцах на Надежду Николаевну: «Вы — женщина, так помолчите!» Безумно нервный был, как пружина. Иной раз думала: вот так скажешь чего-нибудь лишнее — вообще убьет. А во-вторых… В перерыве между съемками все мужики собирались: кто — пивка, кто — ля-ля. Он — уходил. Садился у крайнего окна и все время что-то писал. Писал и рвал, писал и рвал. Потом сидел молча и смотрел в окно. Долго-долго. А там — деревья, деревья, деревья… И опять начинал писать. Вот тогда я поняла, что он действительно болен. Говорили, в то время он был в зашивке…»
Гораздо более радужные воспоминания о той картине у Игоря Дмитриева, сыгравшего роль восточного принца, приехавшего свататься к принцессе… на верблюде.
«Ох, и долго же мне искали партнера, — делился воспоминаниями Игорь Борисович. — Номер дрессированных верблюдов был в ашхабадском цирке, но тот оказался на гастролях за рубежом. Откуда-то привезли немолодого верблюда, к тому же одногорбого — так что сидеть на нем было просто невозможно. Обратились в зоопарк. Верблюд есть, но не дрессированный, и под седлом не ходит. Пришлось мне завоевывать его дружбу и расположение. Узнав, что любимое лакомство животного — капуста, — я каждое утро с кочаном под мышкой появлялся у вольера. Однако служитель предупредил меня, что, при всей своей неторопливой доброжелательности, верблюды коварны — они лягаются и плюются. «Плевок верблюда — ведра полтора», — успокаивал меня прислужник. Кстати, на решетке вольера висел ежедневный рацион верблюда: морковь — 10 килограммов, картофель — 6, яблоки — 5, зерно — 8, арбузы — 6, капуста — 3. Спросил у служителя: «Неужели он все это съест?» «Съесть-то он съест, — отвечал тот, надкусывая яблоко, — да кто ж ему даст».
«ОТ ПОКЛОННИЦ СПАСАЛСЯ БЕГСТВОМ»
Не в меру разборчивый принц, вывесивший на воротах дворца объявление «Требуется принцесса», в реальной жизни оказался почти точной копией своего сказочного персонажа. Как и положено настоящему мачо, актер Андрей Подошьян, по которому 40 лет назад сохла едва ли не половина девочек-подростков со всего Союза, до сих пор пребывает в состоянии поиска. 57-летний мужчина, удивительно похожий на голливудского красавца Антонио Бандераса, говорит, что ни разу не был женат. Правда, при этом скромно добавляет: официально.
— У меня были интеллигентные родители-москвичи, но они часто уезжали в командировки и оставляли меня одного, — вспоминает юность киногерой. — Так что довольно рано я узнал вкус спиртного и сигарет. То же самое могу сказать и насчет девушек.
Однако, как рассказывает Андрей, ни в одну из четырех своих партнерш — претенденток на сердце сказочного принца — он даже не думал влюбляться. Говорит: хватало и своих.
— В 16 лет у меня была уже девушка, и не одна, — объясняет Подошьян. — Ну а после выхода картины вообще началось что-то невероятное: от поклонниц порой приходилось спасаться буквально бегством. Донимали — не то слово. Столько звонков, столько писем! Одна грозилась покончить с собой, другая — облить меня серной кислотой. Чтобы, мол, не достался никому. Просто ужас!
«Я И НЕ ДУМАЛ ВОЛНОВАТЬСЯ»
Путь из дворовых хулиганов в кинозвезды дался Подошьяну на удивление легко. Сам Андрей объясняет это тем, что в нежном возрасте актером он становиться не собирался. Поэтому все происходящее с собой воспринимал не иначе как забавное приключение. Сказку, иначе.
— Ну что сказать: заметили в школе, пригласили на пробы, потом утвердили, — скороговоркой отвечает Андрей. — Нет, ни капельки не переживал, хотя претендентов на роль принца было невероятное количество, причем из профессиональных актеров. Пришел, надели на меня парик — я же там светлый, а в жизни темный, — и попросили перед камерой пересказать сказку своими словами. А в тот день настроение у меня было хуже не придумаешь, зубная боль мучила страшно. Помню, оператор, Слава Егоров, рано, к сожалению, ушедший, посмотрел на меня хмурого, говорит: «Да не волнуйся, парень. Эта камера сделана из швейной машинки «Зингер». Хм, а я и не думал волноваться…
Вполне доволен Подошьян и тем, как сложилась его дальнейшая судьба. Повзрослев, сказочный принц из актеров переквалифицировался в фотографы — снимает своих коллег для обложек глянцевых журналов. Правда, сменил ориентацию Андрей не окончательно и не бесповоротно. Например, не так давно он сыграл одну из ролей в нашумевшем сериале «Кураж» — о молодых годах Аллы Пугачевой.
— В кино снимаюсь редко по одной простой причине: не хочу участвовать в плохой работе, — категоричен Андрей Орестович. — Нет, не подумайте, ранняя слава тут ни при чем. Она ломает только дураков. А я человек умный — нисколько в этом не сомневаюсь…
Фото Г. Усоева,
В. Горячева,
Fotodom.ru
Источник: