Педагогическая методика Марии Монтессори довольно известна в определенных кругах. Некоторые варианты Монтессори-пособий легко сделать самостоятельно.
Для самого раннего возраста – тактильные таблички и коврики. Играть с табличками можно начинать практически с рождения, постепенно усложняя процесс.
Деревянные (или изготовленные из плотного картона) дощечки должны быть одинаковыми по величине, цвету, весу и отличаться друг от друга только одним признаком – фактурой «рабочей» поверхности. На эту поверхность нужно наносить разнообразное на ощупь покрытие: это могут быть глубокие царапины, дырочки, наклеенные наждачная бумага, ткань, кусочки меха, веревочки, крупа, спички, капельки застывшего воска и т. п.
Ребенку предлагается сначала просто сравнивать ощущения от разнообразия прикосновений, а со временем учиться самостоятельно вынимать таблички из коробочки, складывать назад, сортировать по общим признакам. Дети постарше могут с завязанными глазами искать пару к определенной табличке (для этого в наборе должно быть по 2 штуки каждого вида).
Тактильные коврики изготавливаются из различающихся по фактуре материалов – от шелка до меха, от кожи до гипюра. Обычно их сшивают из одинаковых по размеру кусков ткани в узкую дорожку, длинной 2-3 метра. Ощущения ползунка, осваивающего такой коврик, отличаются заметным разнообразием. Ползать желательно с голыми ножками.
Детей от года и старше не оставят равнодушными «звуковые коробочки» для тренировки слухового восприятия. Оно создает основу для развития фонематического слуха, который необходим ребенку, чтобы чисто говорить и грамотно писать. Одинаковые коробочки или бутылочки от кефира заполняются разным по звучанию материалом – гвоздиками, камушками, крупой, песком, желудями. Ребенок учится распознавать «металлический» или «деревянный» звуки, находить пары коробочек с одинаковым звуком. Важно, чтобы ребенок мог легко открыть коробочку и проверить себя, рассмотрев наполнитель.
С помощью тех же бутылочек или баночек легко создать домашнюю «коллекцию запахов». Запахи играют важную роль в жизни малыша, в выстраиваемой им картине мира. К тому же дети первого года жизни более восприимчивы к ним, чем взрослые. На дно бутылочки можно поместить ватный диск и капнуть на него эфирного масла или духи. Нюхать и сравнивать запахи в коллекции лучше вместе, показывая, как открыть бутылочку, как втянуть носом воздух, выражая при этом мимикой свое отношение к запаху и проговаривая вслух впечатления – приятный, противный, нежный, свежий, бодрящий. Так мы тренируем выразительность мимики ребенка, способность делиться своими переживаниями и обогащаем его словарный запас.
Очень полезны упражнения, развивающие точные движения рук – пересыпание камушков, песка, крупы, перебирание смеси разных круп, нащупывание в мелкой крупе более крупных предметов, игрушек, узнавание предметов на ощупь, переливание воды. Емкости для крупы и воды должны быть разнообразными и обязательно красивыми, чтобы ребенку было приятно с ними играть.
Необходимо с самого начала занятий приучать ребенка к тому, что после игры он должен убрать все, что разлил или рассыпал. А чтобы уборка была продолжением обучающей игры, нужно завести специальные совочек и метелочку для подметания, удобную, подходящего размера тряпку, красивую губку.
Развивающими пособиями могут стать и самые обыденные предметы – например, застежки-молнии, пуговицы, прищепки, ботинки со шнурками, губки и щетки для чистки обуви. Прищепки можно учиться снимать с бортиков коробочки и аккуратно складывать в нее. Большую пуговицу на старом пальто аккуратно извлекать из ее петельки, не пытаясь оторвать. Шнурки на старом вымытом папином ботинке развязать и вынуть из дырочек.
И конечно, каким бы простым в глазах взрослого ни было действие, завершенное ребенком, его необходимо похвалить, а порой и от души поздравить с результатом. Ведь положительные эмоции в раннем возрасте – главный двигатель прогресса!
Источник: