стиль

Михаил Пиотровский: «Люди отдают жизнь за культуру»

Читайте также

Олег Новиков: «Петербург по уровню инфраструктуры чтения обгоняет Москву»

Business FM Петербург выделил основные тезисы выступления главы Эрмитажа Михаила Пиотровского на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме

Михаил Пиотровский выступая на международном культурном форуме в Петербурге, напомнил о событиях на Ближнем Востоке. Пример тому – уничтожение памятников в Сирии и Афганистане.

О расстановке приоритетов
«Иногда культуре нужно то, что, может быть, не совсем хорошо для человека. Люди отдают жизнь за культуру во время войны. Люди гибнут. Один из последних примеров – это Халид аль-Асад, который погиб за то, что он защищал памятники. Я напомню конкретную ситуацию с Буддами Бамиана. Был момент, когда международные организации решили их реставрировать. Все это было в руках талибов. И ответ талибов был такой: у нас здесь голодающие люди, а вы готовы тратить миллионы, чтобы восстановить эти языческие памятники, раз так – мы их уничтожим. Это все не так просто. У культуры есть свои права, их надо защищать, даже если они кажутся нам на сегодняшний день неправильными».

Права культуры, подчеркнул глава Эрмитажа, включают и права на свободу творчества, защищать которые необходимо, невзирая на личные убеждения. Определить понятие культуры, чтобы избежать разночтений, можно специальным законом.

О границе между искусством и порнографией
«Я сегодня упоминал закон Великобритании по которому судили книгу «Любовник леди Чаттерлей» Лоуренса, где говорилось о том, что закон о борьбе с непристойностями не для того, чтобы запретить порнографию, а для того, чтобы отделить искусство от порнографии и дать искусству спокойно развиваться. И, вы помните, что книга Лоуренса была оправдана и разрешена к печати. Хотя она была и неприлична по тем временам, — это было настоящее искусство».

Организации культуры сегодня активно внедряют новые технологии. С одной стороны это позволяет показать то, что недоступно человеческому глазу (технику, мазок художника, или провести виртуальную экскурсию по музею), с другой есть риск подмены понятий, когда учреждение культуры воспринимают, как аукцион.

О музеях, как об искусственном интеллекте
«На самом деле музей – это не галерея, где висят картины. И этот организм, на самом деле, очень похож на то, что мы называем искусственным интеллектом. Большой музей, как Эрмитаж, в нем все – стены, которым 200 лет и они работают, в нем искусство тысячелетий, которое тоже работает и излучает энергию, в нем люди и память нескольких поколений. В результате создается такой организм, который командует нами, и мы обнаруживаем, что мы делаем все то, что он хотел, чтобы мы сделали. И он нас заставляет делать такие вещи, которые мы вообще не знаем, зачем они технологически. Вот мы торжественно объявили, что у нас есть аппаратура для 5G — высшей скорости передачи информации. У нас нет аппаратуры чтобы это принимать, мы еще не знаем, как мы может это использовать, но у нас уже 5 залов к этому приготовлены».

«У России нет никаких союзников, кроме культуры», — заключил Михаил Пиотровский, перефразируя известное выражение Александра III. «И национальная идея любой страны быть достойным того наследия, которое оставили ей предки, и передавать его будущим поколениям», — в этом, по убеждению главы Эрмитажа, и заключается стратегическое значение культуры.

Источник: businessfm.spb.ru

Добавить комментарий