The Guardian (Великобритания): «Тренер» — это фильм о русском Давиде и Голиафе, но его особенность в титрах

Команда второго дивизиона из далекого и невзрачного приморского городка проходит в финал чемпионата. Она играет на большом стадионе против самого гламурного клуба с богатой историей. Ей забивают два гола, и на стадионе воцаряется атмосфера неизбежности. Но затем команда внезапно начинает забивать. Первый гол встречают аплодисментами. После второго болельщики начинают радостно кричать. Но когда в ворота влетает третий мяч, весь стадион взрывается.

Правда, это не стадион. Это кинотеатр в центре Лондона, где на прошлой неделе показывали фильм «Тренер», ставший заключительным событием ежегодного российского кинофестиваля. Среди зрителей этого гала-представления было немало мужчин с бритыми головами, похожих на тех типов, которым надо напоминать оставить свои пистолеты дома. А еще там было несоразмерно много симпатичных женщин (несоразмерно много для фильма про футбол) в модных нарядах со Слоун-стрит.

Это сделанный в России фильм на русском языке. Ваш корреспондент, прочитавший о нем в день показа и успевший купить один из последних билетов, был в Национальном доме кино одним из немногих зрителей, не владеющих русским языком. Это стало ясно, когда аудитория начала реагировать на шутки по сценарию. Английские субтитры можно было прочитать до того, как актеры заканчивали свои реплики, но зал начинал смеяться не над субтитрами, а над их словами. Ваш корреспондент не чувствовал себя изолированным на домашней территории, потому что у него есть определенный опыт. Когда французский рок-певец Джонни Холлидей в последний раз выступал в Альберт-холле, я был, наверное, единственным не французом.

Но футбол это универсальный язык современности, и содержание «Тренера» легко можно понять. Это не Эйзенштейн, не Тарковский и не Сокуров. Это мозаика из «Бегства к победе», «Рокки», «Непокоренного» и, наверное, больше всего из фильма «Дело — труба». В этом чудесном фильме разношерстный духовой оркестр из депрессивного угольного городка бросает вызов судьбе и программе Маргарет Тэтчер по закрытию шахт, и одерживает победу на общенациональном конкурсе.КонтекстDagens Nyheter: злодеи в кино — снова сплошь русскиеDagens Nyheter27.11.2018«Романовы»: разъяснения всех этих странных ссылок на российскую историю (The Week)The Week13.10.2018

Режиссер картины — Данила Козловский, который также играет героического капитана российской сборной Юрия. Этот футболист, немного похожий на Адама Лаллану из «Ливерпуля» и немного на Иско из «Реал Мадрида», опозорился во время важного домашнего матча с Румынией. Он выхватил мяч из рук регулярно исполнявшего пенальти игрока, попытался сделать нечто эффектное и не забил. Юрий выходит из себя, устраивает драку на поле и зарабатывает дисквалификацию. А потом еще и вступает в драку с фанатами, уходя в раздевалку.

Все это было бы похоже на уругвайскую картину «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» 1972 года, но в фильме используется дорогая трехмерная компьютерная графика, технология «хромакей», а среди актеров есть настоящие профессиональные футболисты. Юрий неотвратимо впадает в отчаяние, периодически играя в любительское регби на полях, напоминающих окраины Сталинграда после сражения. Но потом ему предлагают второй шанс — стать тренером команды, чем-то похожей на нашу «Гримсби Таун». Он соглашается — и начинает преодолевать конфликты в раздевалках с обозленными старыми профессионалами, влюбляется в прекрасную и чувственную молодую женщину, работающую в клубе врачом (это чем-то похоже на историю Томми Догерти из «Манчестер Юнайтед»), а потом возвращается на вершину славы, когда его команда одерживает победу над «Спартаком» в Москве.

Когда в зале загорается свет, возникает впечатление, что ни один олигарх на показ не пришел, ведь VIP-лож в Национальном доме кино нет. Однако в самом конце внезапно начинаешь ощущать их незримое присутствие. Когда титры близятся к завершению, на экране появляются благодарственные надписи трем людям, без которых, как кажется, снять эту картину не удалось бы. Одна фамилия незнакома, и она быстро исчезает с экрана. Но еще две хорошо знакомы, причем очень многим.

Первый человек — Виталий Леонтьевич Мутко, хорошо известный тем, кто следит за российским спортом в постсоветскую эпоху. 60-летний юрист Мутко вместе с Владимиром Путиным организовывал в 1994 году Игры доброй воли в Санкт-Петербурге, был президентом футбольного клуба «Зенит», учреждал российскую премьер-лигу, был министром спорта и добился проведения в России чемпионата мира по футболу в 2018 году. Два года тому назад Путин сделал Мутко заместителем премьер-министра.

Он также был причастен к допинговой схеме в спорте на Олимпиадах в Лондоне и Сочи, которой предположительно руководило государство. Дик Паунд (Dick Pound), который возглавил созданную ВАДА следственную комиссию, так сказал о Мутко: «Он не мог не знать об этом. А если знал, значит, он соучастник». Мутко отверг все обвинения. В декабре прошлого года Международный олимпийский комитет пожизненно лишил его права заниматься деятельностью, связанной с Олимпиадой. Но для Путина Мутко остается номером два.

Также особой благодарности в титрах удостоился владелец футбольного клуба «Челси» Роман Аркадьевич Абрамович, еще один близкий союзник Путина, издавна пользующийся большим влиянием в российском футболе. Он очень заметно поддерживал российскую заявку на проведение ЧМ-2018. В последней сцене фильма завоевавшая чемпионский титул команда Юрия проводит свой европейский дебют, играя на великолепном, залитом солнечным светом стадионе «Стэмфорд Бридж» с клубом «Челси» (естественно).

Абрамовича не видели на «Стэмфорд Бридж» с тех пор, как этим летом ему не продлили британскую визу. Недавно британская разведка включила имя Абрамовича в список дружащих с Путиным олигархов, которые подверглись карательным санкциям в ответ на тактику, используемую российскими спецслужбами во время гостевых матчей. Финал этого фильма оказался менее предсказуемым.

Источник: inosmi.ru

Делитесь с друзьями:
Модная семья
Добавить комментарий