Зигзаги «Автомобиля»

Что осталось за кадром культового фильма

 Картине «Берегись автомобиля» исполнилось полвека! Уникальный случай: рекламы о выходе в прокат не было вообще, и, несмотря на это, ленту посмотрели почти 30 миллионов зрителей. А сегодня нет, наверное, человека, который не знал бы о подвигах Юрия Деточкина. Вот только мало кто в курсе, что при этом осталось за кадром…

В ПОИСКАХ РОБИН ГУДА

А начиналось все весьма прозаично. Тогда, в середине 1960-х, Эльдар Рязанов был уже знаменит, на экраны вышли и «Карнавальная ночь», и «Гусарская баллада». Однако молодой режиссер не собирался останавливаться на достигнутом и самостоятельно начал поиски материала для новой ленты.

Совершенно случайно на «Мосфильме» он познакомился со сценаристом Эмилем Брагинским. С ним впоследствии Эльдар Александрович создал и «Иронию судьбы», и «Служебный роман», и многие другие киношедевры. А тогда молодые и талантливые киношники услышали любопытный рассказ, больше походивший на легенду.

Суть в следующем: мол, есть некий молодой человек, который угоняет машины, продает их, а деньги передает детским домам. Живет он то ли в Москве, то ли в Одессе, то ли в Ростове…

Рязанов и Брагинский загорелись – они решили лично познакомиться с легендарным угонщиком. Стали узнавать по друзьям и знакомым, где данного Робин Гуда можно сыскать, – безуспешно. Потом даже разослали обращения во все отделения милиции, а также в Министерство юстиции – с просьбой найти искомого персонажа.

Какого же было разочарование кинематографистов, когда им пришел ответ: подобный гражданин нигде не значится. То есть вся эта красивая история оказалась вымыслом. И тем не менее вдохновила друзей на создание фильма.

КАРТИНУ – ЗАПРЕТИТЬ!

Рязанов и Брагинский писали сценарий, точно зная, кто исполнит главную роль – Юрий Никулин. И прославленный артист ответил согласием. Но вот незадача – советский цирк отправили на гастроли в Южную Америку.

Чего Рязанов только ни делал, даже пошел к председателю Госкино с просьбой не посылать Никулина в такую даль. Если бы знал, чем закончится эта встреча, наверняка бы на столь рискованную авантюру не отважился.

Но тогда режиссер был уверен: у него на руках прямо-таки железобетонные аргументы. Во-первых, специально для съемок Юрий Никулин научился водить автомобиль. Во-вторых, съемки практически были запущены, уже натуру выбирали…

Однако чиновник есть чиновник. Он никуда не торопился, для начала попросил принести ему сценарий. А когда прочитал, разразился страшный скандал! Председатель сказал, как отрезал: задумка фильма – ужасная. Но самое главное – все написано настолько правдоподобно, что после выхода картины на экран все только и будут делать, что воровать машины. Окончательный и бесповоротный вердикт был таков: картину законсервировать!

Что и говорить, Рязанов с Брагинским пребывали в полной растерянности, просто не представляли, чем заниматься дальше, куда двигаться. Но все решил случай!..

КТО ВМЕСТО НИКУЛИНА?

Спустя какое-то время сотрудники того же ведомства попросили Рязанова снять – очень талантливо, словом, как он умеет – обличающую комедию «Дайте жалобную книгу».

Кинобоссы открыто пообещали: снимешь эту картину – разрешим твоего «Деточкина». Режиссер даже не раздумывал, ухватился за такую возможность. Но дальше – больше.

Рязанов и Брагинский разработали хитроумный план: по сценарию «Берегись автомобиля» они написали повесть и напечатали ее в журнале «Молодая гвардия». Интуиция соавторов не подвела – журнал забросали положительными отзывами. Тогда Рязанов взял публикацию, подкрепил ее хвалебными рецензиями и отнес киноначальству. Которое – о, чудо! – тут же сменило гнев на милость.

Однако даже на этом неприятности не закончились. Наоборот – пришли оттуда, откуда никто и не ждал. Отказался сниматься Юрий Никулин. Сперва он говорил, что уезжает в долгие гастроли. Что было чистой правдой – артиста ждала Япония. А при личной встрече с Рязановым разоткровенничался и пожаловался: «Вы понимаете, у меня такое ощущение, что я уже сыграл эту роль…»

Положение стало безвыходным, нужно было срочно искать нового главного героя. «Один из критериев поиска – он должен казаться чуть странным, чудаком, – вспоминал позже Рязанов. – Ведь только чудак мог бороться таким способом с несправедливостью. И мы начали искать…»

Пробовали Леонида Куравлева, Леонида Быкова… Но какие же они чудаки? Кандидатура Смоктуновского тоже рассматривалась, однако актер тяжело заболел и прислал Рязанову телеграмму со словами: «Сниматься не могу. Сохраните желание работать со мной до следующего раза». На роль Деточкина пробовали даже Олега Ефремова! Вот как вспоминал об этом Рязанов:

«Ефремов устал играть следователей, комиссаров, комсоргов и прочих молодежных вожаков и очень хотел сыграть Деточкина. Олег очень старался. Но, по словам увидевшего его пробу нашего художника Бориса Немечека, получился «волк в овечьей шкуре». В итоге Олег согласился на роль Подберезовикова. А я понял, что отступать некуда и надо снова ехать в Ленинград и любыми способами уговаривать Смоктуновского».

СМОКТУНОВСКИЙ СНИМАЛСЯ БОЛЬНЫМ

Тут Рязанов проявил, конечно, неслыханную настойчивость. Это – по мнению друзей и почитателей таланта Эльдара Александровича. А по мнению недоброжелателей – неслыханную человеческую черствость. Судите сами.

В полной решимости уговорить Смоктуновского Рязанов отправляется в Ленинград. Больной актер лежит в постели, за ним ухаживает жена. А режиссер, несмотря ни на что, предлагает ему с болезнью этой как бы повременить.

Поначалу Смоктуновский отказывался наотрез – уж больно плохо себя чувствовал. Но Рязанов, такое впечатление, уговорил бы и мертвого. Оказывается, он дал себе слово: пока не добьюсь согласия – из квартиры не выйду. В результате длительных и мучительных разговоров Смоктуновский все же согласился…

И тут, конечно, надо отметить, что съемка сказалась на его здоровье. Актер был болен туберкулезом глаз. И на восстановление ему понадобились долгих два года. А вот если бы не снимался и лечился, то… Впрочем, сослагательного наклонения история не терпит.

ЧЕМ ПАПАНОВ НЕ УГОДИЛ?

И ведь даже на этом неприятности не закончились. Чиновники от кино, узнав, что задумал Рязанов, снова пришли в ужас. Это же невозможно вообразить: Смоктуновского, который только что сыграл Ленина, – и снимать в роли бандита!..

Но режиссера уже ничто не пугало. Даже то, что будущий угонщик… не умел водить машину. Вот за это, кстати, Смоктуновский должен был сказать Рязанову спасибо. Если бы не съемки, мог так и остаться «безлошадным». А тут: хочешь не хочешь – выучился. И потом лихо рассекал по Москве.

Чуть меньше повезло Ольге Аросевой. Прежде чем утвердить на роль подруги Юрия Деточкина, режиссер поставил ей условие: научиться водить троллейбус. Аросева ответственно подошла к заданию, получила соответствующее удостоверение. В жизни это не пригодилось, но во время съемок она действительно управляла реальным рейсовым троллейбусом. А пассажиры даже не догадывались, что за рулем известная артистка.

А кого уж смело можно называть везунчиками, так это Донатаса Баниониса и Анатолия Папанова. Латвийский актер впервые в русскоязычной ленте заговорил собственным голосом – все-таки сыграл католического пастора. А Папанов избежал большой и нудной «работы над ошибками».

Сейчас в это сложно поверить, но тогда Рязанову категорически не понравились сцены со знаменитым актером. Режиссеру казалось, что играет он уж слишком броско – а ведь это не комедия, а трагикомедия… Так вот Рязанов очень хотел переснять все сцены с Папановым. Просто времени не хватило…

Источник: otzvezd.ru

Делитесь с друзьями:
Модная семья
Добавить комментарий