«Ирония судьбы»: кого послали в баню?

 Кто мог, но не сыграл в культовой комедии.

«Восхищаюсь людьми, которые каждый год 31 декабря смотрят «Иронию судьбы», – удивлялся как-то в интервью Эльдар Рязанов. Однако факты – упрямая вещь: мы по-прежнему встречаем Новый год вместе с любимой комедией. А ведь этот фильм мог бы быть совершенно иным, если бы режиссер во время кинопроб сделал другой выбор…

МИРОНОВУ НИКТО НЕ ПОВЕРИЛ

Пьеса Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «С легким паром, или Однажды в новогоднюю ночь», написанная еще в 1969 году, довольно успешно шла во многих театрах Советского Союза. И лишь несколько лет спустя Эльдар Александрович предложил своему соавтору перенести действие на широкий экран.

Главную мужскую роль мечтал сыграть Андрей Миронов. Он же первым и прибыл на кинопробы, хотя лично у Рязанова были большие сомнения по поводу его кандидатуры.

«Андрей попросил меня, чтобы я попробовал его на роль Лукашина. Дал бы ему шанс. Во имя нашей дружбы! Я был уверен, что он не подходит на эту роль, но отказать не мог, – рассказывал потом Рязанов. – Я сказал: «Андрюша, я дам тебе на пробу одну каверзную сцену. И если ты убедишь меня в этом эпизоде – клянусь, ты будешь играть Лукашина».

Началась кинопроба. Миронов, пряча глаза, застенчиво произносил такие реплики: «А я у женщин никогда не пользовался успехом, еще со школьной скамьи. Была у нас девочка – Ира. Что-то в ней было. Я в нее еще в восьмом классе, как тогда говорили, втюрился. А она не обращала на меня ну никакого внимания. Потом, уже после школы, она вышла за Павла…»

Видно было, что Миронов очень старается войти в роль, но также явно все понимали: это – провал. Даже в гриме и нелепых роговых очках он все равно не выглядел тем недотепой, которого якобы обходили стороной девушки.

Зато актер, по мнению Рязанова, идеально подходил на роль лощеного красавчика Ипполита. Но тут уж проявил принципиальность сам Миронов. Выступить в очередной раз в образе «мужчины – мечты всей жизни» ему было просто неинтересно.

ЧЕТЫРЕ ЛУКАШИНА

Также среди претендентов на роль Лукашина числились Станислав Любшин (он сам отказался от кинопроб, узнав, что количество претендентов большое и его кандидатура явно не в лидерах) и Петр Вельяминов (увы, его дворянское происхождение и военная выправка так и сквозили в каждой черточке, к тому же еще слишком свежи были впечатления от его Поликарпа Кружилина из телефильма «Вечный зов», премьера которого прошла незадолго до начала съемок «Иронии судьбы»).

Почему-то в архивах «Мосфильма» не сохранилась еще одна кинопроба, на которой в образе Жени Лукашина выступает Олег Даль. Об этой кандидатуре нам рассказала актриса Ольга Науменко, сыгравшая роль брошенной Гали – именно в паре с Далем она проходила кинопробы. И тот Лукашин ей очень понравился. Это не был такой уж растяпа, стесняющийся женщин, а скорее хулиган, который просто еще не нашел свой идеал. Однако худсовету показалось, что Даль, пусть и представил занятную трактовку образа, слишком молод для Лукашина.

А вот Андрея Мягкова в качестве претендента на главную мужскую роль всерьез никто не воспринимал. Точнее, наоборот, Рязанов считал, что актер именно что чересчур серьезен для его Лукашина. Ведь до этого у Мягкова были весьма заметные роли молодых Ленина, Герцена, а также Алеши Карамазова. Поэтому на кинопробы Мягков попал только благодаря настойчивости ассистента Рязанова.

И свой шанс не упустил: по воспоминаниям режиссера, как только Мягков появился в гриме перед кинокамерой, ни у кого не возникло сомнений, что он буквально создан для этой роли. Даже мертвецки пьяным (якобы) он не вызывал чувства омерзения. Душка, которого хотелось пожалеть и приласкать!

А вот на съемочной площадке Мягков не был таким уж милым и приятным. Актер ни с кем не общался и, как только звучала команда: «Камера, стоп!» – тут же уединялся. Ольга Науменко вспоминала, что лично она за все время работы над фильмом ни разу не общалась со своим экранным женихом вне съемочной площадки.

ИППОЛИТ: ПОЧЕМУ НЕ СНЯЛСЯ БАСИЛАШВИЛИ?

Роль Ипполита после отказа Андрея Миронова отдали Олегу Басилашвили – он был безоговорочным лидером среди других претендентов. Однако, когда уже начались съемки и даже было отснято несколько сцен, у Олега Валерьяновича умер отец, и актер попросил снять его с роли – не до комедий.

На его место в срочном порядке стали искать актера, похожего не только по фактуре, но и по комплекции – чтобы не перешивать костюмы. Юрий Яковлев, к которому обратился Рязанов, поначалу от съемок отказался – в это время готовил в театре сразу две премьеры. В итоге пришлось подключать высокое начальство, и Яковлева чуть ли не в приказном порядке «назначил» Ипполитом тогдашний руководитель «Мосфильма».

Зато именно Яковлев подарил своему герою ставшие крылатыми фразы. «Тепленькая пошла» и «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» – этих фраз не было в сценарии, это целиком импровизация Яковлева.

НАДЯ: ГУРЧЕНКО, НЕМОЛЯЕВА ИЛИ ФРЕЙНДЛИХ?

На роль Нади Шевелевой пробовалось очень много актрис. Самой подходящей кандидатурой, по мнению самого Рязанова, была Светлана Немоляева. Однако что-то в ее образе смущало режиссера, поэтому он то отказывался от ее кандидатуры, то вновь вызывал на киностудию.

В архивах «Мосфильма» значится, что в общей сложности Немоляева участвовала в восьми кинопробах. Сохранились ее фото и со светлыми волосами, и в черном парике, с короткой стрижкой, с длинными локонами, в очках настоящей «училки» и с искусным макияжем. Но в итоге актриса не прошла строгий отбор.

Людмила Гурченко, любимица Рязанова, тоже была одной из претенденток на главную женскую роль. Но она участвовала в кинопробах еще на том этапе, когда Лукашиным готовился стать Андрей Миронов. И это сыграло свою отрицательную роль.

«Они тогда только снялись в «Соломенной шляпке» и в «Небесных ласточках», у них был сыгранный дуэт, и они показали комедийную миниатюру. А мне хотелось уйти от этого, снять спокойную медленную картину», – прокомментировал неудачу этого тандема Эльдар Рязанов.

К слову, по непонятной причине все фотографии Людмилы Гурченко из альбомов с кинопробами варварски вырваны. Поговаривают, что это сделала сама актриса, очень обиженная на то, что ей так и не досталась роль. Эта версия не выглядит совсем уж фантастической, если вспомнить, что Гурченко пресекала все разговоры о своем возможном участии в «Иронии судьбы».

Среди претенденток была и другая любимица Эльдара Рязанова – Алиса Фрейндлих. Про нее режиссер позже напишет, что на кинопробах «очарование неправильных черт лица пропало, осталась одна некрасивость – трудно было поверить, что в такую Надю можно влюбиться в течение ночи».

ПЕРЕРАСХОД ИЗ-ЗА БАРБАРЫ

Также сохранились кинопробы Антонины Шурановой, которую все помнят по роли княжны Марьи в фильме Бондарчука «Война и мир», Валентины Талызиной (она в итоге сыграла одну из подруг Нади и подарила ей свой голос), Ольги Волковой и еще немалого количества актрис.

Кандидатуру Барбары Брыльской предложил художественному совету сам Рязанов. Когда он перепробовал уже, кажется, всех актрис в родном Отечестве и пребывал в отчаянии, то вспомнил польский фильм «Анатомия любви». Сама картина показалась ему довольно средней, однако запало в память, как деликатно играла интимные сцены актриса Брыльска.

КСТАТИ

Бюджет картины составил 372 000 рублей. Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский как авторы сценария получили по 4,5 тысячи – в те годы очень серьезные деньги.

Столько же получила за 25 съемочных дней зарубежная гостья Барбара Брыльска. Точнее, такую сумму ей насчитала бухгалтерия «Мосфильма» (из расчета – 180 рублей за один съемочный день), однако на руки деньги ей позже выдали в родной Польше и в злотых.

Поскольку с Польшей мы тогда дружили, то пригласить в советский проект актрису из Варшавы не было чем-то странным. Вскоре на «Мосфильме» уже делали кинопробу с Барбарой, которая сразу же показала: главная героиня найдена!

«В ней угадывалась, как это ни странно, подлинно ленинградская интеллигентность, она подходила по возрасту. За ее очаровательной внешностью чувствовалась биография, прожитая жизнь, нелегкая судьба», – скажет про нее Эльдар Рязанов.

Проблемы начались позже, уже во время съемок. Хотя Барбара и говорила на русском, однако языковой барьер ощущался очень явно. Настолько, что это привело к существенному удорожанию картины.

В архивах «Мосфильма» мы нашли докладную записку, написанную Эльдаром Рязановым, где есть в том числе такие строки: «Съемки пришлось задержать из-за бесснежной зимы в Ленинграде и Москве, а также из-за языкового барьера при съемках польской актрисы. Что привело к удорожанию картины на 72 тысячи рублей». 

ЗАМЕЧАНИЯ ХУДСОВЕТА

Уже готовая картина после обсуждения на худсовете вызвала немало нареканий. Вот что сохранилось в архивах «Мосфильма»:

«…Не представляется органичной с точки зрения возможного проявления характеров героев сцена потасовки между Лукашиным и Ипполитом (начало второй части)».

«…Корректировки требуют отдельные реплики типа: «Выметайтесь отсюда», «Пошел вон» и т. д., которые, как нам представляется, не в характере как Лукашина, так и Нади, даже если учитывать чрезвычайную ситуацию, в которой они оказались».

«…В связи с тем, что фильм будет демонстрироваться в новогодних программах ЦТ, хотелось бы предложить его создателям найти возможность естественно ввести в картину концертные номера высокого художественного уровня. Думается, органично они могут войти в эпизоды прогулки по Ленинграду, сна Лукашина и в сцену, где по ходу сюжета герой смотрит телевизор…»

Тем не менее Эльдар Рязанов как-то смог обхитрить высоких киноначальников и добиться разрешения на премьеру без внесения вышеуказанных правок.

А БРЕЖНЕВ ХОХОТАЛ!

Возможно, фильм не дошел бы до киноэкранов. Потому что как раз в то время началась борьба с пьянством – а в «Иронии судьбы», собственно, на алкоголе все и завязано. Но комедию посмотрел Леонид Брежнев, долго смеялся, и «Иронии» сразу же был дан зеленый свет.

Позже фильм был упомянут генсеком на XXVI съезде КПСС в 1981 году. В отчетном докладе Леонид Брежнев отметил: «Не надо объяснять, как важно, чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса. Олимпийские объекты и некоторые жилые кварталы Москвы, возрожденные жемчужины прошлого и новые архитектурные ансамбли Ленинграда, Алма-Аты, Вильнюса, других городов – это наша гордость. И все же градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии. Чтобы не получалось, как в истории с героем фильма, который, попав по иронии судьбы в другой город, не сумел там отличить ни дом, ни квартиру от своей собственной».

Бурные аплодисменты! 

Источник: otzvezd.ru

Делитесь с друзьями:
Модная семья
Добавить комментарий